Версия для слабовидящих
Цвет фона сайта:
Размер шрифта сайта:
Интервал между буквами:
Главная»Специалистам»Публикации в помощь педагогам

Публикации в помощь педагогам

Рабочие материалы для руководителя детской мультстудии

Мультипликация, какой мы её знаем сейчас, начала развиваться с конца 20 века. Способы изображения движения объекта интересовали людей ещё в каменном веке. Прекрасный пример такой работы – рисунок «Кабан» из пещеры Альтамира (Испания), авторы которого постарались не только максимально близко передать детали фигуры и цвет животного, но и воспроизвести его движения.

Следующим этапом можно назвать изображение движения на предметах быта и постройках. Когда художники подробно, по сценам расписывали движение фигур. Этот метод применяется в современной мультипликации для составления раскадровок.

Первый рисованный фильм, был показан в 1882 году Эмилем Рейно – изобретателем оптического театра. Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Показывались они с помощью специального прибора – праксиноскопа.

Показ сопровождался музыкой. Действие прибора было основано на способности человека соединять быстро сменяющиеся картинки в один видеоряд. На основе этой способности появилась и кинематография, которая определила дальнейшее развитие мультипликации.

Совершенно случайно, как это часто бывает, была изобретена технология «Stop motion», используемая и сейчас. Первый мультипликационный фильм, снятый по этой технологии «Цирк лилипутов» Джеймса Стюарта Блектона, был кукольным. Сейчас он считается утерянным. В России основоположником кукольной анимации стал Владислав Старевич. В 1912 году он представил широкой публике мультфильм «Прекрасная Люканида или борьба усачей с рогачами», где в роли кукол выступили насекомые из его коллекции.

Развивались новые техники рисования мультфильмов. Огромную роль в развитии индустрии сыграл Уолт Дисней. Его студия стала пионером в использовании цвета и звука в анимации. В СССР открывается студия «Союзмультфильм», которая стремительно развивается в разных техниках создания мультфильмов. В 1970-1980-х годах «Союзмультфильм» становится крупнейшей анимационной студией Европы.

Технологии съёмок постоянно совершенствуются. Появилась новая техника анимации «Motion capture», которая позволяет анимировать компьютерную модель на основе движения различных тел. Кстати, при съемке мультфильма «Маша и медведь» используют именно эту технику анимации –   «Motion capture».

Сейчас это – значимая часть кинобизнеса, в которой есть место и для классической и для компьютерной анимации.

Классические техники анимации, с использованием технологии Stop motion:

Рисованная покадровая – каждый кадр рисуется отдельно. Новатором этой техники стал Уолт Дисней, придумавший послойную технику рисования, когда фон, движущиеся и неподвижные части рисуются отдельно на прозрачных плёнках. Собрав нужную картинку аниматор снимает её. Эффект движения создаётся за счёт множества картинок, с постепенно меняющими своё положение частями.

Перекладная – герои такого мультфильма выполнены в виде аппликации, т.е. персонаж состоит из отдельных частей, которые перемещаются для каждого кадра. Самый известный пример мультфильм Юрия Норштейна «Ёжик в тумане».

При такой технике очень удобно использовать мультипликационный станок. Такое оборудование можно сделать и в домашних условиях, главное понять, сколько нужно слоев для создания мультфильма, например первый слой – для фона, второй слой – для героев, третий слой – для дополнительных эффектов (снег, дождь, ветер и т.д.)



Кукольная, в которой передвижения кукольных персонажей так же снимается покадрово. Техника очень активно применялась в советской мультипликации. Такая техника очень затратная и по времени, и по ресурсам. Так как для мультфильма нужно создать кукол, у которых двигаются конечности, подумать, как оживить мимику и т.д. Важно соблюсти пропорции декораций и героев. Яркими примерами кукольной анимации студии «Союзмультфильм» могут послужить «Чебурашка и крокодил Гена», «Варежка», «Волшебник изумрудного города», «38 попугаев» и другие.

Пластилиновая  — герои используемые в этой технике выполнены из пластилина. Самый известный пример такого мультфильма – «Пластилиновая ворона».

Съёмки производятся тремя способами:

1. Схожий с кукольной анимацией – когда герои и декорации объёмные.

2. Схожий с техникой перекладки – когда герои и декорации плоской формы и расположены друг над другом.

3. Комбинированный, когда объёмные персонажи снимаются на фоне зелёного экрана (так называемый Хромакей), а потом «вживляются» в декорации.

Для детской мультстудии.

Интересная техника — покадровая съёмка рисования картины или создания пластилинового героя.

Предметная анимация – когда оживают предметы, например, фрукты или игрушки.

Сыпучая анимация – выполняется с помощью сыпучих предметов, например, конфетти, песка или крупы.

Компьютерные анимации: двухмерная – рисовка персонажей и фонов с помощью компьютерных программ и анимирование их с помощью покадровой съёмки.

Трёхмерная создаётся с помощью компьютерной трёхмерной графики. Движения героев записываются с реально двигающихся объектов с помощью специального оборудования. И обрабатываются специальным программным обеспечением. Этот метод широко применяется в кинематографии.

Кто делает мультфильм?

Сценарист, режиссёр, художник, оператор, аниматор, монтажёр, актёры озвучивания.

В анимационной студии эти роли выполняют дети – все вместе или каждый по очереди.

Необходимое оборудование: камера, стол, лампа, компьютер.

План занятий с детьми:

1 занятие – об истории мультипликации, техниках анимации, процессе создания мультфильма. Домашнее задание прочитать произведения заданного автора, выбрать 3 самых лучших для того, чтобы презентовать их группе.

2 занятие – выбор произведения для экранизации. Каждый участник группы презентует понравившиеся ему произведения. Общим голосованием группы выбирается текст, по которому будет снят мультфильм. *Пасхалки – иногда к общему мнению прийти сложно, и тогда в мультфильм можно добавлять отсылки к другим произведениям автора. Выбор техники для анимации, написание сценария, раскадровка, планирование съёмки.

Подготовка рабочего сценария

Сцена №

Описание места действия

Описание происходящего в кадре

Диалог

Чек-лист

Сценарий должен быть построен на действиях, т.е. каждая сцена описывает, что сделал герой или что происходит в кадре.

Раскадровка необходима для того, чтобы выбрать план съёмки и представить, что должно происходить в кадре. 

Типы планов: общий – герои видны целиком, средний план – герой показан от пояса до головы, хорошо видны его жесты и мимика; крупный план – показано лицо героя, это отличный способ, чтобы передать его эмоции.

3 занятие – герои и декорации. На занятии дети делают эскизы героев и декораций и изготавливают их. Способ изготовления зависит от выбора техники анимации (пластилиновые или кукольные для объёмной анимации и в виде плоских марионеток для перекладной анимации). Перед работой не забывайте о технике безопасности!

Герой должен быть ярким, интересным. Персонажи должны быть контрастные: разных размеров, форм и цветов.

4-Х – занятия – съёмочный процесс. Покадровая съёмка согласно раскадровке. В процессе съемки дети меняются ролями – аниматора, оператора. Необходим человек на роль режиссёра, который бы следил за качеством съёмки (отсутствием лишних предметов в кадре, «скоростью» передвижения объектов). Если вы снимаете на фотоаппарат для удобства монтажа, поставьте небольшое разрешение (размер кадра).

Для съёмок нужно использовать постоянный источник света и следить за появлением тени в кадре.

Камера устанавливается на штатив или подставку перпендикулярно или параллельно столу зависимости от выбранной техники анимации).

! камера и декорации должны быть хорошо закреплены. Их нельзя передвигать и сдвигать с места, даже на миллиметр. Для съёмки лучше выбирать определенное место, доступ к которому имеет только съемочная группа, так как данный процесс займет не один день и следует позаботиться о том, чтобы всё оборудование и материалы оставались на своих точках до конца съёмки.

Перед началом съёмки сделайте несколько кадров декораций без героев, далее появляются герои, их передвижения минимальны (чем меньше, тем реалистичнее будет выглядеть передвижение в мультфильме). Все объекты должны двигаться строго по своей траектории.

В конце каждого занятия нужно отсмотреть снятый материал и разобрать, что получилось хорошо, а что нужно улучшить.

! не забудьте про начальную заставку и финальные титры!

Х занятие – монтаж и озвучивание.

В случае съемок с помощью смартфона с приложением «Stop motion studio» монтаж и озвучивание производится в приложении.

Скорость смены кадров в профессиональном мультфильме – 24-25 кадров в минуту. В зависимости от возраста детей, занимающихся в студии, скорость может быть установлена 5-8 кадров в секунду.

Используйте разные способы перехода между сценами. Простая склейка встык даёт понять зрителю, что события происходят непрерывно во времени. Приём с затемнением кадра означает, что между сценами прошло какое-то время. Также восприятие можно усиливать титрами и соответствующими звуковыми эффектами.

Озвучивание можно сделать как синхронно с видеорядом, так и смонтировать его в специальной программе отдельно. Совет: озвучку лучше производить после того, как выставится полностью хронометраж мультфильма. Помимо голосов героев, не забывайте про дополнительные звуки в зависимости от сюжета, а также про фоновую музыку. 

Презентация мультфильма.

Обязательная часть процесса. Работа по созданию мультфильма очень кропотливая и должна быть по достоинству оценена. На презентацию можно пригласить родных, друзей, одноклассников, автора произведения, по которому снят мультфильм. Формат может быть любым от конкурсов, до открытого мастер-класса по анимации, где в роли мастеров будут выступать дети – участники мультстудии.

Материалы для руководителя:

Форма «Согласие на использование изображения»

Форма для изготовления фенокитископа

Шаблон зайца для мастер-класса по перекладной анимации

Форма для подготовки сценария

Форма для подготовки раскадровки

Составители: Королева А. О. Первых Т. А.


Событийное волонтерство
Имя. Символ 33
Этнотека
Хочу читать
Анкета оценки качества услуг
Подари ребенку книгу
Владимир Интернациональный
Центр правовой информации
Писатель в гостях у библиотеки
ЭБС
НДЭБ
ЭБС
Рейтинг мероприятий
Видео
Независимая оценка
Департамент культуры администрации Владимирской области

Департамент культуры администрации Владимирской области

Российская государственная детская библиотека

Российская государственная детская библиотека

Российская государственная библиотека для молодежи
Портал государственных услуг РФ
Портал Культура.рф
100 книг